Рубрики
Пьесы

ВЕЧНЫЕ МЫСЛИ НА ЗЛОБУ ДНЯ

Комедия

( по военным фельетонам Аркадия Аверченко 1914-1918гг.).


Действующие лица:
РЕДАКТОР.
ПИСАТЕЛЬНИЦА.
Действие происходит в редакции Петербургского журнала в 1914 году.

В редакции журнала. День первый.

РЕДАКТОР. О чём рассказ?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Клеопатра.
РЕДАКТОР. Родословная кайзера?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Нет.
РЕДАКТОР. Извините, я очень занят. Потрудитесь объяснить, в чем дело.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. (Задумчиво, с убеждением). Оригинальный, яркий характер этой женщины, общий колорит ее личной жизни…
РЕДАКТОР (строго). При чем же тут война?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Война ни при чем.
РЕДАКТОР. Голубушка! Читатель требует злободневных военных рассказов.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. А откуда вам известно, что требует читатель?
РЕДАКТОР. Извините, мне некогда… (Смотрит на писателя с ненавистью.) Я знаю! И очень даже хорошо знаю, что волнует читателя в настоящий, так сказать момент! Злободневность, злободневность и только злободневность! Ничего кроме злободневности!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Завтра увидите!
РЕДАКТОР. Что?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Настоящую злободневность! Я вам истинную злободневность принесу!
РЕДАКТОР. Дерзайте! Но учтите, рассказ должен соответствовать всем требованиям «текущего момента».
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Будем соответствовать! Однозначно! (Удаляется).

В редакции журнала. День второй.

ПИСАТЕЛЬНИЦА. Вот.
РЕДАКТОР. Надеюсь в этот раз…
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Останетесь довольны.
РЕДАКТОР. Злободневность есть?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Всё ей насквозь, прямо, пропитано.
РЕДАКТОР. Военная атрибутика?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Пулемёты, батальоны, цеппелины, и даже фугасы.
РЕДАКТОР. Миленько! Посмотрим. Так-так-так! Наибольшего начального успеха… батальон и четыре пулемёта,… но затем под прикрытием мощного артиллерийского огня… выстрелы … фугасы… цеппелин … на исходные позиции. … «С размаху конница спешит, под ней снег утренний скрипит», тоже может быть, как поэтическая, так сказать, метафорка. А, это что такое?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Где?
РЕДАКТОР. Пятый абзац.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Что с ним?
РЕДАКТОР. Какую вы написали странность: «Австрийцы беспрерывно стреляли в русских из блиндажей, направляя их в них».
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Что же тут непонятного? Направляя их в них, — значит, направляя блиндажи в русских!
РЕДАКТОР. Разве блиндаж можно направлять?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Конечно, если из него целятся. Как же прицелишься, не двигая?
РЕДАКТОР. Вы, значит, думаете, что из блиндажа можно выстрельнуть?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Можно выстрельнуть, можно и не выстрельнуть. Тут кто как хочет.
РЕДАКТОР. Значит, по-вашему, блиндаж — нечто вроде пушки?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Вчера штудировала прессу. Это в каждой газете есть.
РЕДАКТОР. Что «Это»?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. «Русские стреляли из блиндажей», «немцы стреляли из блиндажей». Это и коню понятно.
РЕДАКТОР. Не знаю, что там вам с конём понятно! Вот в газете написано: «немцы прятались в блиндажах». Что ж они, значит, по-вашему, в пушках прятались, что ли?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. А почему же нет? Если орудие, скажем, восемнадцатидюймовое, а средний солдат, имея объем груди, согласно правилу воинского распорядка частей внутреннего согласования армий, которое… которое… Э, черт! Взял просто человек и залез в пушку…
РЕДАКТОР. Нет! Так дело у нас не пойдёт! Это никуда не годится! Ровно, как и следующая писанина.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Что именно?
РЕДАКТОР. …и на Карпатских перевалах во Львове, Буковине, в Черновцах… удельный вес украинского «пушечного мяса» в русской и австрийской армиях равнозначен… чужие аннексионистские интересы… на территории оккупированных западных украинских земель. Зачем эти детали? При чём здесь украинское «пушечное мясо» и их земли?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Галицийская битва – крупнейшее осеннее сражение. Наша убедительная победа.
РЕДАКТОР. Нашу убедительную победу оставить! А «пушечное мясо», «аннексионистские интересы», «оккупированные западные украинские земли» — полностью убрать!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. А что же тогда?
РЕДАКТОР. Вы меня спрашиваете?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Может, про журавлей, которых используют в качестве посыльных? Темочка до сих пор злободневная, вроде бы?
РЕДАКТОР. Про журавлей — табу!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Тогда можно про собак.
РЕДАКТОР. Про каких ещё собак?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Которые переносят приказы на линию фронта в амфорах, прикрепленных к шее. Собаки ползут себе и ползут, а у них приказ в амфоре на шее висит.
РЕДАКТОР. Категорически нет!!!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Может боевой камуфляж?
РЕДАКТОР. А что это?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. На военные корабли наносится узор чешуи щуки. Противнику со стороны кажется, вроде бы не корабль, а огромная щука плывет. Имело место такому быть.
РЕДАКТОР. Нельзя! Щука теперь тоже в новом реестре запрещённых тем.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. А что уже новый реестр вышел?
РЕДАКТОР. Новый реестр запрещённых тем добавлен в старый реестр запрещённых тем, поскольку содержит новую информацию о новых запрещённых темах.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Тогда может про ошибки написать?
РЕДАКТОР. Какие ошибки?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Ошибки противника.
РЕДАКТОР. Вот это дело. Про врага дерзайте!

В редакции журнала. День третий.

РЕДАКТОР. Нус, нус, нус, нус!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Украинскую тему с блиндажами полностью уничтожила. Теперь ошибки с красной строки!
РЕДАКТОР. Где это?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Вот.
РЕДАКТОР. Первое: «Он думал, что Англия будет нейтральна… — Ошибся». Что это?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Ошибки Вильгельма.
РЕДАКТОР. Подзаголовок нужен!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Да?
РЕДАКТОР. И все ошибки столбиком.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. В голову не пришло. Правильно в столбике они виднее.
РЕДАКТОР. Конечно, так гораздо убедительнее будет. Второе. Он думал, что Япония будет против России. — Ошибся.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Третье. Он никогда не думал, что Япония будет за Россию. — Ошибся. Четвертое. Он думал, что Бельгия безмолвно пропустит немцев. — Ошибся. Пятое. Он думал, что Италия будет за немцев. — Ошибся. Он думал, вероятно, что Италия будет нейтральна. — Ошибся. И он надеялся на мощь Австрии. — Ошибся.
РЕДАКТОР. Итого?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Семь ошибок.
РЕДАКТОР. Тут черту подведём и подпись внизу: «Семь бед — один ответ!» Хорошо! Совсем другое дело! Тек, мекс, пекс и… так, так, так!!! А вот этого не надо! Это категорически не годится! За это и по шапке могут, вплоть до закрытия журнала!!! Напрочь убрать, чтобы даже духу не было!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Где? Что?
РЕДАКТОР. Вот тут военные действия пулеметы, цеппелины и фугасы, а дальше написано: «Небо синее было».
ПИСАТЕЛЬНИЦА. И что?
РЕДАКТОР. Секретная информация.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. В смысле?
РЕДАКТОР. «Небо синее было» — по этим словам вражеские шпионы, читающие наш журнал, смогут догадаться о местоположении боёв.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Не подумала.
РЕДАКТОР. С другой стороны, в финале хотелось бы небольшого лирического отступления. Природа, погода или спорт… читателя это всегда привлекает.
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Может быть про русскую зиму?
РЕДАКТОР. Идея отличная, но в каком аспекте?
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Я думаю можно повернуть так: Со времён Наполеона русская зима помогала русской армии громить врагов. Мы горячо надеемся, что лет эдак через сто к две тысячи четырнадцатому году русская зима сможет уже самостоятельно нападать на Европу, Америку и даже Китай.
РЕДАКТОР. Гениально! Лет через сто! В следующем веке! Это просто фантастика!!!
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Правда?
РЕДАКТОР. Конечно, моя дорогая! А вашу статью мы озаглавим…
ПИСАТЕЛЬНИЦА. Пророчества?
РЕДАКТОР. Ни в коем случае! «Вечные мысли на злобу дня».